Тайцзицюань: оздоровительная гимнастика и боевое искусство

Можно по-разному относиться к повальному увлечению восточными практиками, включая в их число восточные единоборства и оздоровительные практики. Однако невозможно отрицать тот факт, что количество студий и классов, которые предлагают такие занятия, растет быстрее, чем количество ресторанов.

Мнения о пользе (как и вреде) этих увлечений сильно различаются. Одни считают это вредным с точки зрения глубокого проникновения чуждой культуры в умы и сердца соплеменников. Другие рассматривают их исключительно с физиологической точки зрения, считая, что любые физические упражнения не могут принести человеку ничего кроме пользы для здоровья.

Истина, как всегда, находится видимо посередине, а единственным ориентиром в движении к ней является здравый смысл.  Справедливости ради, надо заметить, что в большинстве случаев все эти практики: кунфу, каратэ, цигун, тайцзицюань, йога и другие, наиболее популярные в среде молодежи, сильно видоизменены и адаптированы к конкретным целям, с которыми они продвигаются. Многие тренеры сознательно разрабатывают комплексы таким образом, чтобы исключить конфликты духовного и религиозного плана.

Тайцзицюа́нь в это смысле не является исключением. Во многих источниках его относят к видам боевого искусства (считая разновидностью ушу), в других случаях рассматривают как вид оздоровительной гимнастики.

Искусство боя и искусство оздоровления

Википедия дает забавную интерпретацию перевода Тайцзицюа́нь с китайского, считая, что «приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что тайцзицюань — это боевое искусство». Это не имеет никакого смысла уже потому, что даже в русской культуре кулак  все же служит не только в качестве аргумента в кулачном бою. Что же касается китайцев, с их склонностью  к тонким поэтическим сравнениям, то такие грубые интерпретации для них нехарактерны.

Скорее всего, кулак здесь служит для выражения основного принципа Тайцзицюа́нь: расслабленность и мягкость медленных движений, будучи мгновенно собранными в нужный момент – превращается в  жесткость удара, подобно пальцам, сжатым в кулак. При этом выигрывает тот, чьи движения в момент подготовки к удару медленнее, а в момент атаки – быстрее.

Искусство ближнего боя. Существует точка зрения, что мастером Чэнь Вантином  было создано семь комплексов тайцзи (первый из которых содержал 108 форм!) на базе «Канона о боевом искусстве» Ци Цзигуана во второй половине 17-го века. Он привнес в систему движений, используемых во многих видах боевого искусства, новые идеи:

  • Объединил метод глубокого дыхания (туна), использование «внутреннего усилия» (техника даоинь) и боевое искусство. Другими словами, установил принцип координации движения, дыхания и сознания.
  • Создал технику плавных дугообразных движений. Привел движения в соответствие с системой каналов, являющихся основой китайской медицины. Создал постулат управления энергией с помощью мысли.
  • Разработал комплекс парных упражнений (туйшоу, или «толкающие руки»). Эти упражнения развивают умение чувствовать противника, разгадывать его намерения. Эта методика развивается в направлении превращения в вид спортивного единоборства.
  • Придумал комплекс движений с копьем («прилипшее копье»).
  • Создал теорию о «жесткости, скрывающейся в мягком» и о зависимости техники движений от тактики соперника.

Таким образом, основной акцент в  Тайцзицюа́нь был перенесен с мускульного усилия на умственное. С появлением огнестрельного оружия,  Тайцзицюа́нь – как боевое искусство, утратил свое значение.

Оздоровительная практика. Мнение о том, что Тайцзицюа́нь является видом боевого искусства, разделяют не все. Некоторые известные мастера, например Олег Чернэ, практикующий тайцзи более 10 лет, обучавшийся у знаменитых даосских мастеров, считает, что целью занятий изначально ставилось обретение целостности формы и содержания («внешнего» и «внутреннего»). И лишь после приобретения полной пропорции, можно говорить о сознательном формировании энергии и об управлении ею.

Китайские врачи, профессионально изучающие тайцзицюань, считают, что эта гимнастика обладает значительным оздоровительным эффектом. Глубокое, естественное дыхание («дыхание животом»), полное расслабление тела, плавные мягкие движения с опором на поясничный отдел  ̶ устраняют симптомы стресса, противостоят старческим изменениям опорно-двигательного аппарата. В процессе занятий приходит в норму дыхательная и кровеносная система, что способствует избавлению от таких заболеваний как, гипертония, астма, туберкулез.

Занятия эти видом оздоровительной гимнастики улучшают общее психическое состояние, устраняют бессонницу, приводят в порядок нервную систему. Считается, что лучшие результаты достигаются с ее помощью в лечении сердечных патологий, артрита, невралгии и неврастении, диабета.

Все это, с точки зрения китайцев, становится возможным потому, что занятия изгоняют из организма «вредную ци» (энергию) и «многие болезни не рождаются». Конечно при условии, что применяется правильная методика и корректная форма занятий.

Самым ценным качеством китайской гимнастики является то, что она практически не содержит ограничений и не требует особых условий.  Заниматься ею можно в любом возрасте. Только тяжелобольным людям  перед началом занятий нужно проконсультироваться с врачом.

Нельзя не сказать о том, что кроме собственно оздоровительного эффекта – люди, занимающиеся тайцзи, приобретают нечто, возможно не менее важное.
Согласованная работа ума  тела, умение расслабляться и быстро концентрировать внимание, уравновешенность и дисциплина – разве это помешало кому-то в обычной жизни?