Вред раннего развития для ребенка

В последнее время психологи и педагоги бьют тревогу. Многие дети при поступлении в первый класс умеют и читать, и писать, и считать. Некоторые даже успевают овладеть основами иностранного языка. И, несмотря на это, большинство из них совершенно не готово к школе. У них не развиты элементарные навыки общения, они не могут сосредоточиться, налицо проблемы с воображением. В особо тяжелых случаях у детей напрочь отсутствует интерес к обучению как таковой. Причиной является чрезмерное увлечение ранним развитием. Психологи настаивают: всему свое время. Форсирование развития какой-либо области мозга неизбежно влечет к отставанию в развитии другой. И нагнать упущенное потом бывает очень сложно.

Нужны ли дошколятам знания школьника? Что может произойти, если ребенок не наиграется вдоволь в дошкольные годы? С каким багажом должен покидать сад будущий первоклассник? Все эти вопросы традиционно вызывают множество споров и разногласий. Поэтому необходимость законодательного регулирования данной области образования назревала давно. И вот с начала 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт о дошкольном образовании, который был разработан в русле нового федерального закона «Об образовании».

Суть этого стандарта заключается в радикальном смещении акцентов и изменении роли дошкольного образования. Раньше приветствовалась активная подготовка детей к школе, которая часто проводилась в виде уроков (почти как в начальной школе). Малыши изучали буквы и цифры, им давались основы природоведения, они даже знакомились с прописями. Теперь же усилия работников дошкольных учреждений будут направлены на формирование совсем других навыков, в которых, по-мнению компетентных специалистов, ребенок нуждается гораздо больше.

Речь идет об умении рисовать, конструировать, просто играть, общаться со сверстниками и взрослыми. Делается акцент на развитии инициативности и самостоятельности. На первое место выводится индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Воспитатель теперь должен выявлять способности и потенциальные возможности ребенка и создавать соответствующую среду для их развития (естественно, посоветовавшись перед этим с родителями малыша). То есть инициатором в этом случае выступает сам ребенок — именно он выбирает ту область знаний или искусства, в которой желает развиваться и совершенствоваться. Воспитатель и родители здесь лишь посредники, поддерживающие малыша в его начинаниях.

Основная образовательная программа делится на две части. Первая из них, обязательная, включает комплекс мероприятий по социализации детей и поддержанию индивидуальности каждого из них. В рамках этой части малышей учат основам поведения в обществе и природе, объясняют «что такое хорошо, и что такое плохо», прививают важные бытовые нормы, формируют у детей правильное понимание мира. Что касается второй части программы, то здесь предоставлена некоторая свобода творчества для участников образовательных отношений, потому что они формируют ее самостоятельно. Предполагается наличие одной (или более) программ развития, касающихся той или иной области знаний. Это может быть английский, изобразительное искусство, обучение игре в шахматы — да все что угодно. В любом случае профессиональные педагоги и психологи должны прежде разработать специальную программу, основной элемент которой будет игровой.

Детские психологи единодушны — значительные умственные перегрузки дошкольника и отсутствие меры в обучении его различным дисциплинам негативно сказывается на мотивации к обучению в школе. Иными словами, ребенок к моменту поступления в первый класс совсем не горит желанием грызть гранит науки. Он уже успел об него все зубы обломать.

Поэтому новый стандарт направлен на то, чтобы развить в дошкольниках воображение, любознательность, живой интерес и любопытство ко всему происходящему. С таким багажом ребенок легко освоит все школьные дисциплины, потратив на это гораздо меньше времени и нервов, чем это потребовалось бы ему, например, в четырехлетнем возрасте.