Особенность детских воспоминаний

Почему большинство людей не помнит себя до 4 лет? Отрывочные детские воспоминания - какие именно моменты откладываются в памяти? Что происходит с ребенком после 4 лет, начинает ли память работать по-"взрослому"? На эти и другие вопросы, связанные с особенностью детских воспоминаний, отвечает профессиональный психолог.

 

Почему большинство людей не помнит себя до 4 лет

Человек это совершенно особенное животное. И прежде всего его особенность состоит в том, что он рождается рано, еще совсем не готовый к жизни в природе. Никто из животных не появляется на свет столь беспомощным. Никому из животных не требуется такой длительный уход, чтобы стать полноценным индивидом своего сообщества. И возможно человеку тоже бы не потребовалось такого длительного времени для становления, как бы не одна деталь, счастье и трагедия одновременно - люди обречены говорить и мыслить, и соответственно помнить, используя язык для этого.

Чтобы начать помнить о себе что-то, для этого нужно войти в языковое измерение, и после этого, с помощью других начать получать первые представления о себе и своем теле. В течение первых 3-4-х лет человек проводит сложнейший этап своей жизни. Ему нужно научится распознавать себя в зеркале, на фотографиях и т.д. и т.п., то есть установить отношения с собственным образом, иначе говоря произвести нарциссическую сборку, сформировать собственное воображение, память относительно себя, которое будет строится, повторюсь, на том, что сказало ему о нем же самом его ближайшее окружение.

Отрывочные детские воспоминания

Если Вы попробуете начать во взрослом возрасте вспоминать себя в детстве, то заметите, что одни воспоминания яркие, а другие как бы какие-то тусклые, ничем не примечательные. Почему так происходит? Всякому событию детства сопутствует определенное переживание, научно выражаясь - аффект.

Событие становится событием в детстве, когда оно связано с каким-то лишением, с травматическими переживаниями, которые будут у любого человека. События эти будут записываться хаотично, но главное, впоследствии, они будут лишь представлениями о событии. Представления будут складываться в ряды или цепочки, связанные определенной идеей или мыслью. Важно здесь отметить, что аффекты будут отрываться от одних представлений и привязываться к другим представлениям.

Таким образом память нас обманывает и одновременно заботится о нас, снимая аффект с по-настоящему травматичного воспоминания и перенося его на совсем неважное представление, которое состоит с травматичным представлением в ассоциативной связи. Яркость воспоминания обеспечивает именно аффект, разыгрывая его как бы в 3D картинке.

Что происходит с ребенком после 4 лет

По-взрослому человек начинает мыслить, когда у него появляется определенное представление о себе. Когда возникает функция воображения и человек,к примеру в 5 лет, смотря на фото годичной давности может сказать: "А вот это я летом с мамой ездил на юг, и там купался в море".

Другими словами, когда путем нарциссического становления, человек начинает помнить о себе как о неком гештальте, завершенной форме. Он может идентифицировать себя с тем, кого он считает собой, на основании веры в то, что ему говорят окружающие о нем. Ведь человек приходит в мир чистым листом, на который наносятся записи об окружающем его мире, и частью этого мира, является его собственное отражение в вещах, с коим ему необходимо выстроить связь, и если этого не произойдет, никакие социальные отношения не будут возможны.

Психолог Артем Баранов