Три самых распространенных способа манипуляций

Каждый образованный человек должен понимать, как строится манипуляция, для того, чтобы суметь распознать её и грамотно среагировать. В этой статье приведены три самых распространенных вида манипуляций, используемых в рабочей и повседневной жизни, часто даже неосознанно.

 

Распространённая схема манипуляций:

 

  1. Сначала создаётся атмосфера доверия в процессе переговоров
  2. Далее происходит торможение сознания
  3. А после этого «в бой» пускается внушение – как правило, скрытое.

 

Схема работает даже в том случае, если убрать торможение сознания.

Доверие

Первый вариант: человек вызывает доверие, когда он говорит простые понятные слова. Темп речи у него подходящий для ситуации. Невербальные сигналы не конфликтуют со словами, и в целом собеседник уверен в себе, открыт, доброжелателен.

Второй: если понаблюдать за влюблёнными парочками в парке, то можно увидеть, что участники этих парочек ведут себя похожим образом. Шагать могут «нога в ногу», даже когда спускаются по лестнице, носочки тянут одинаково, речь похожа, настроение практически одинаковое. Конечно же, между такими людьми существует доверие.

В офис заходит посетитель и громко здоровается.

- Здравствуйте!

- И вам здравствуйте!

Люди находятся на одной волне. Смысл этого примера в том, что когда между людьми есть доверие, они становятся похожими. И наоборот, когда люди похожи – между ними возникает доверие.

Поэтому манипулятор, который быстро старается создать доверие, подстраивается под характер собеседника, начиная с самого простого и постепенно «сливается» в ним.

Само по себе доверие – это прекрасно. Оно перестаёт быть таковым, когда выступает в качестве одной из составляющих манипуляции.

Торможение сознания

Человеческий мозг условно можно поделить на сознательную и бессознательную части. Одна из функций сознательной части - это критически оценивать поступающую информацию. Если сознание затормозить или отключить, то человек склонен верить без критики услышанному, увиденному и/или тому, что он почувствовал и ощутил. Это и нужно манипуляторам.

Первый приём. Перегружаются каналы восприятия информации человеком, а также мышление. Собеседник получает информацию через органы зрения, слуха, обоняния и прочее. Далее осмысливает полученные сведения. Если эти процессы перегрузить, человек впадает в ступор, пребывает в некоем замешательстве.

И пример этому имеется.

Пришёл человек на рынок купить капусты. Цена желаемого - 1 руб. 30 коп. за один килограмм. Он даёт 7 рублей и говорит: «На все!».

Предположим, у продавца нет калькулятора и электронных весов. Он возьмёт деньги и будет думать, сколько же нужно дать килограммов капусты и сколько сдать сдачи. Продавец будет в ступоре, а покупатель воочию увидит, как это работает.

Второй приём. Нарушение стереотипа, т.е. привычного поведения.

У мужчин принято здороваться и прощаться рукопожатием. Обычно оно длится на протяжении 3 секунд.

Если один из собеседников заведомо задерживает руку, то другой начинает думать: «Что происходит? Почему он руку не отпускает?», и все его мысли сосредотачиваются на этом. Естественно, сознание тормозится.

Если девушка подаёт мужчине руку чтобы поздороваться, то в нашем обществе это тоже нарушение стереотипа. Мужчина будет в лёгком замешательстве. И самое главное, что мужчина начнёт больше уважать эту даму благодаря только данному жесту.

Внушение

Вообще можно насчитать порядка 20 видов внушения. Но пока что рассмотрим самые основные.

Пример:

- Дмитрий, мы можем начать сотрудничество сразу по всему ассортименту. Но если вы сомневаетесь, давайте начнём работать с популярных товаров А, Б, В, а когда они хорошо пойдут, то мы подтянем основной ассортимент.

Сила слов… Смысл в том, что работать начнут в любом случае, вопрос только один – по какой части ассортимента. Это внушение называется «выбором без выбора».

Пример:

- Сергей, чем быстрее мы начнём работать, тем лучше к сезону подготовимся. А чем лучше подготовимся к сезону, тем больше заработаем денег в сезоне.

Данное внушение называется «двойной связкой». Принцип построения у него следующий: чем А, тем Б и чем Б, тем В.

Пример:

- Александр, не бывает бизнеса без риска. Давайте пробовать: не попробовав, не поймём.

Называется это «трюизмом». Смысл в том, что говорящий произносит утверждения, с которыми невозможно поспорить. А потом делает свой посыл (в данном случае «давайте пробовать»).

Читайте также: