Виды больших социальных групп

.Характеристика большой социальной группы в изложении общественных наук понимается, как объединение людей, у которых общий значимый социальный признак (деятельность, условия жизни, система определенных отношений, традиций).

Виды больших социальных групп: стихийные и долговременные

1. Быстро возникающие, существующие непродолжительное время общности людей, относятся к стихийному виду больших социальных групп, например, зрительская аудитория. Толпа и массовое движение создаются, как правило, намеренно определенными политическими силами, используя, как рычаг, общественное мнение.

2. Вид долговременных больших социальных групп составляют исторически сложившиеся, значимые в системе общественных отношений, устойчивые для долговременного существования социальные группы:

  1. классы, социальные слои;
  2. этнические сообщества (народности, нации);
  3. группы, объединенные по возрасту (дети, молодежь, пенсионеры);
  4. группы, объединенные по профессии (военные и др.);
  5. духовная составляющая общества (вероисповедание).

Любая действующая большая социальная группа имеет свою структуру, способную образовать устойчивую конфигурацию социальных отношений в самой группе. Принцип психического оформления общности - наличие понятия «мы» (групповая идентичность). Сущность свойств, определяющих группу, как правило, сконцентрирована в центре, ослабление этих свойств наблюдается по мере удаления на периферию. Выразить все социальные свойства группы, которые определяют ее качественные отличия от всех других, - такая функция принадлежит только центру социальной группы.

Признаки больших социальных групп:

  • нравы;
  • обычаи;
  • традиции;
  • язык.

Такие признаки формируются при наличии общественной (специфической) практики, постоянно воспроизводятся в течение продолжительного времени, передаваясь из поколения в поколение. Опыт, приобретенный народом в течение многих столетий, концентрируется, формирует свой национальный характер, становится достоянием каждого человека. Это обстоятельство служит основой формирования определенного образа жизни; существует особая система потребностей, быта, круга общения, интересов и ценностей. Признаком больших социальных групп также является особая психология, объединяющая группу людей, а для отдельно взятого человека – это жизненная реальность, как и объективные условия, окружающие его. Как результат воздействия среды на человека, - формируется типичный представитель своей социальной группы.

Основная структура любого общества – социально-классовая, разделяющая общество по определенной системе: по месту в общественном производстве, по отношению к средствам этого производства, по роли в организации общественного труда и по уровню материального вознаграждения. Единственный и определяющий критерий расслоения общества, согласно предложенной К. Марксом теории, - обладание собственностью. В связи с этим структура общества ранее рассматривалась, как класс собственников (буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (пролетарии). Социальное положение человека, условия, в которых он живет и трудится, интересы и идеология определяются его принадлежностью к своему классу. Типичный образ поведения представителя класса определяется, как социальный характер.

Характеристика большой социальной группы будет не полной, без освещения такой социально-классовой структуры, как социальный слой (прослойка). В социалистическом обществе такой прослойкой считалась интеллигенция.

Современные теории социальной стратификации (страта – слой) рассматривают формирование общества не только по экономическим признакам: частная собственность, доход, профессия, но и престиж, объем власти и авторитета, образ и стиль жизни. В данной модели выделяются три уровня: высший (высший класс), средний (средний класс), низший (низший класс). Средний класс является самым многочисленным и стабилизирующим все общество.

Типы больших социальных групп:

  • Первый тип групп – объективная сторона общности, объединенной социально значимым признаком, например, демографическим (мужчины и женщины, молодежь и старики);
  • Второй тип групп – субъективная сторона общности, объединенной по убеждениям или вероисповеданию (партии, общественные движения, религиозные общества).
  • Типы больших социальных групп различны по психологии общности.

Большие социальные группы, как правило, существуют в масштабе общества в целом.