Личностно-ориентированное обучение

Личностно-ориентированное обучениеПрошел период стандартов и подведения всех школьников под общие нормы и имеющиеся (зачастую устарелые) правила и все чаще в учебных заведениях практикуется личностно-ориентированный подход, позволяющий принимать во внимание в процессе обучения индивидуальные особенности ребенка. Все люди разные. К детям это также относится.

Один ребенок схватывает все на лету, а другому, чтобы получить пятерку, нужно целый вечер корпеть над учебником. Да и порой по одному предмету, но у разных учителей, ребенок получает разные оценки. Многое зависит от методики учителя и его умения заинтересовать детей собственным предметом, правильно подать учебный материал.

Принципы личностно-ориентированного обучения

  1. Признание преподавателем уникальности каждого ученика. Согласно этому принципу, каждый ребенок уникален по своей сути и имеет склонности и природные дарования. Нужно попытаться раскрыть это в маленьком, взрослеющем человеке.
  2. Личностно-ориентированное обучение основывается на принципах субъективности.
  3. Ученик должен принимать и уважать уникальность, как своих сверстников, так и любого преподавателя. 
  4. Развитие коммуникации - важная задача личностно-ориентированного обучения. Ученик должен толерантно относиться к чужому мнению, уметь спроектировать его на себя и принять точку зрения другого человека, тем самым реализуя собственную социальную роль в обществе.
  5. Ребенок признается главной фигурой всего процесса обучения, равноправной и самостоятельной. Не допускается принуждение ученика к изучению предмета. Учитель обязан создать оптимальные условия для развития личности ребенка и появления его заинтересованности процессом обучения.
  6. Учебный материал подбирается школьником самостоятельно, делается упор на выработку ответственности и самобытности. Для этого ребенок должен освоить принципы проработки учебного материала. Школьник должен сам выбрать самые важные и значимые моменты из полученной информации.
  7. Для реализации основного принципа личностно-ориентированной педагогики, необходима постоянная диагностика не только интеллектуальных достижений ученика, но и его моральных приоритетов, способа общения со сверстниками, родителями.
  8. Преподаватель подыскивает новые, интересные методы обучения, максимально проявляющие уникальные и природные способности ученика.

На практике, данный тип обучения применить не всегда представляется возможным. Преподаватель, имея по 30 учеников в классе, не всегда может контролировать применение и выполнение всех правил личностно-ориентированного обучения на собственном уроке, а, уж тем более, когда ученики покидают стены школы. Наблюдается тенденция перекладывать всю ответственность за развитие и формирование личности школьника на плечи учителей и школы в целом. Это не есть правильно. Школа, семья, сверстники - взаимосвязанный механизм, нуждающийся в полноценном участии каждого из его элементов.

Методику личностно-ориентированного обучения возможно практиковать в маленьких групках учеников (наподобие репетиторства или гувернерства), а в укомплектованных классах - совмещать с традиционными способами обучения.