Диагностика способностей

Вопрос о диагностике способностей интересует не только специалистов, но и обывателей. На это есть две причины. Во-первых, воспитатели и родители должны иметь возможность объективно оценить способности детей еще в раннем возрасте, поскольку только своевременное выявление склонностей и способностей человека позволит ему добиться успехов на том или ином поприще. Дело в том, что пики достижений в некоторых сферах (в частности, спорт, хореография, изобразительное искусство) приходятся на достаточно молодой возраст (20 – 30 лет).

 

Соответственно, если затянуть с диагностикой способностей, то можно потерять драгоценное время, которое должно было быть потрачено на развитие ребенка и его навыков. Во-вторых, традиционные тесты, с помощью которых оценивался уровень интеллекта, не подходят для диагностики способностей, поскольку современные исследования показали, что интеллект сам по себе включает целый ряд относительно независимых способностей (в частности, математические, пространственные, вербальные и прочие).

Перед тем, как подробнее рассмотреть методы диагностики способностей, следует понять, что же представляют собой эти способности. В психологии под способностями принято понимать индивидуальные особенности человека, которые позволяют добиться успеха в том или ином виде деятельности, а также легко овладеть ее. Специалисты говорят о том, что способности не являются врожденными. Условием успешного выполнения определенного вида деятельности является врожденная особенность строения головного мозга. Именно эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения головного мозга являются природной основой развития способностей. Приведенные особенности называются задатками.

В настоящее время отсутствует единая классификация способностей. Многие исследователи предлагают свои собственные классификации, в основе которых, как правило, лежит один из нижеприведенных критериев:

  1. творческие (литературные, музыкальные, художественные);
  2. инженерные;
  3. научные (лингвистические, математические, гуманитарные).

Все способности можно разделить на две большие группы: специальные и общие способности. Если общие способности позволяют человеку овладеть разными видами умений и знаний, которые затем реализуются им во многих видах деятельности, то специальные способности рассматриваются специалистами в отношении к отдельным, определенным сферам деятельности. В отечественной психологии соотношение специальных и общих способностей понимается как соотношение особенного и общего.

Диагностика способностей должна осуществляться высококвалифицированным специалистом. Для выявления способностей психолог проводит комплексную консультацию, которая включает в себя проведение тестирования, рассмотрение и интерпретацию полученных результатов, а также создание индивидуальной схемы развития, которая зависит от наличия тех или иных способностей.

К наиболее распространенным методам диагностики способностей можно отнести:

  1. батарею тестов общих способностей;
  2. батарею тестов дифференциальных способностей;
  3. 8 субтестов, которые позволяют выявить особенности развития числовых способностей, словесного мышления, технического мышления, абстрактного мышления и прочее;
  4. 12 субтестов, которые обеспечивают возможность измерить уровень развития девяти способностей.

Кроме того специалисты используют специальные тесты, позволяющие установить особенности, а также уровень развития интеллекта. В некоторых случаях, психологи дополняют свои консультации иными диагностическими методиками.

Целью выявления способностей является их дальнейшее развитие, которое представляет собой процесс, включающий в себя развитие операционных механизмов, функциональной системы, оперативности в системе операционных и функциональных механизмов и прочее.