Влияние психологического климата в коллективе на результат работы

Производительность труда, достижение поставленных целей, в конце концов, прибыль предприятия зависят от оснащенности производства, инвестиций, квалификации специалистов. Но существует еще один фактор, который может сыграть роль, как локомотива, так и тормоза в развитии организации или предприятия — это психологический климат в его коллективе. И при этом неважно состоит он из десятков и сотен человек или всего из двух-трех – законы межличностных отношений будут одинаковы.

Что же такое психологический климат в коллективе? Психологический климат коллектива – комплексное понятие.  Это духовная атмосфера, эмоциональный настрой, окраска и стиль общения – все это вместе определяет отношение к работе, друг другу, происходящим событиям. Именно психологический климат в значительной мере способствует или препятствует продуктивной работе всего коллектива и развитию каждого его члена.

Здоровый коллектив

В хорошем коллективе каждый сотрудник ответственно относится к своей работе и переживает за общее дело, стараясь  при этом не перекладывать часть своих обязанностей на другого, а, наоборот, помочь, если того требует ситуация.  Здоровый психологический климат – залог успешной жизнедеятельности и человека, и коллектива. И этим фактором нельзя пренебрегать.

Признаками здорового коллектива являются:

  • общий настрой на достижение результата совместной деятельности при достойной оценке личного вклада каждого члена коллектива;
  • высокий уровень организованности и сплоченности;
  • внимание и расположение человека к человеку;
  • взаимоуважение руководства и подчиненных;
  • настроение духовного подъема и жизнерадостности;
  • взаимная поддержка членами коллектива друг друга;
  • совпадение неформального и формального лидера (руководителя);
  • способность искренне радоваться успехам коллег;
  • искреннее желание членов коллектива общаться друг с другом вне работы, например, на корпоративных мероприятиях;
  • уважительное и ровное отношение к новичкам, сохранение сплоченности коллектива при появлении их в коллективе;
  • доверительный, спокойный тип общения, позволяющий адекватно, в рабочем порядке, решать возникающие недоразумения и конфликты.

Что влияет на атмосферу в коллективе

Развитие здоровой атмосферы в коллективе в большей мере зависит от руководства и стиля управления организацией. Авторитарный, бюрократический стиль подавляет творческую инициативу, энергию сотрудников. Они становятся безинициативными, прохладно относятся к своим обязанностям, происходит текучесть кадров.

В итоге страдает непосредственно работа и успех предприятия. При демократическом стиле, наоборот, единение сотрудников, поощрение их творческих начинаний способствует эффективности производственного процесса. Именно в таких коллективах преобладающее число сотрудников – люди с активной жизненной позицией. Если каждый человек считает себя значимой фигурой, с предложениями и действиями которой считается руководство и весь коллектив, то работа выполняется с удовольствием и на эмоциональном подъеме, а значит, качественно и  в срок.

Важно также, чтобы руководитель действительно был лидером, способным правильно организовать рабочий процесс, раскрыть потенциал каждого сотрудника и повести за собой людей. При этом он сам должен быть примером в отношении к работе и сотрудникам. Высокомерие, неуважение к людям, недостаточная компетентность, нежелание или неспособность учиться – такие качества не добавят руководителю популярности, а создадут предпосылки  для конфликтов и взаимных обид.

Руководитель может и должен находить выход из конфликтных ситуаций, в том числе, и между сотрудниками. Ему нужно быть хорошим психологом и понимать, что иногда, даже по завершению конфликта, у людей остается чувство обиды, которое в дальнейшем может стать  психологическим барьером, вызывать неприязненные чувства между членами коллектива, интриги внутри него. Во много от правильного поведения руководителя, его прямого или косвенного вмешательства, часто зависит перейдет конфликт в затяжную стадию или будет исчерпан в начале.

Гармоничная, дружелюбная обстановка на работе, где тебя ценят – мечта любого человека. Хороший психологический климат является не меньшим, а иногда и большим,  стимулом для сотрудников, чем оплата труда. Создать здоровый коллектив – непростая задача, требующая кропотливого труда, тонкого и чуткого подхода со стороны его руководства. Но эти усилия не будут напрасными – результат работы коллектива единомышленников оправдает ожидания.