Уровень образования: разбираемся в терминологии

Многие наши соотечественники, сталкиваясь с необходимостью указать свой уровень образования, испытывают некоторые затруднения. Казалось бы, что может быть проще: закончил школу — получил общее образование, осилил все 5-6 курсов в ВУЗе — стал счастливым обладателем высшего образования, успешно защитил диссертацию после обучения в аспирантуре — можешь гордиться наличием ученой степени кандидата наук. Но как же быть в том случае, если за плечами лишь 9 классов школы или, к примеру, 2 курса университета? Давайте разбираться.

Согласно действующему закону, образование, которое можно получить в стенах российских учебных заведений, прежде всего классифицируется на общее и профессиональное. Общее в свою очередь подразделяется на: начальное общее (так называемая начальная школа — 1-4 класс), основное общее (с 5 по 9 класс) и полное общее (или среднее), которое можно получить как в старших классах школы, так и в общеобразовательных лицеях и техникумах. Правда, отдельно выделяется еще дошкольное образование (детские сады), но оно не считается обязательным и его наличие не нуждается в подтверждении соответствующими документами.

Следующая ступень — начальное профессиональное образование, которое получается в профессиональных техникумах и училищах. Там помимо предметов общеобразовательного цикла преподаются узкоспециализированные дисциплины. Человек, имеющий на руках диплом об окончании указанных учебных заведений, уже может рассчитывать на трудоустройство по специальности, в то время как выпускнику школы придется довольствоваться лишь работой, не требующей профессиональной подготовки.

Наличием чуть более высокого уровня образования (среднего профессионального) можно похвастаться, окончив соответствующие техникумы, колледжи и ВУЗы.

Наконец, высшей образовательной ступенью (не считая ученых степеней) является высшее образование, но и оно бывает разным. Отучившись 2-3 года в ВУЗе, можно смело говорить о том, что у вас есть неполное высшее образование (при необходимости это подтверждается соответствующим свидетельством, которое по требованию предоставляет деканат учебного заведения). Правда, находятся и такие простачки, которые полагают, будто уже после нескольких месяцев учебы в ВУЗе у них появляется право считаться его обладателями.

В настоящее время в России можно получить высшее образование трех видов: специальность, бакалавриат и магистратура. И если с первым из них все более или менее ясно, потому что привычно, то упоминание о двух последних степенях многих вводит в ступор. На самом деле внедрение так называемой двухступенчатой системы высшего образования в отечественных ВУЗах ознаменовало собой вступление России в Болонский процесс, целью которого является создание единого европейского образовательного пространства. Выпускники, которым присвоена степень бакалавра или магистра, могут беспрепятственно продолжать свое обучение в иностранных ВУЗах, в то время как специалисты оказываются лишены такой перспективы.

Поскольку процесс унификации российской образовательной системы начался относительно недавно, далеко не все наши соотечественники успели понять, кто такие бакалавры и магистры, чем они отличаются друг от друга и, главное, в чем заключаются их преимущества (или недостатки) по сравнению со специалистами. В народе процветает заблуждение, согласно которому наличие степени бакалавра свидетельствует о получении лишь неполного высшего образования, поскольку срок обучения по данной программе составляет 4 года против стандартных 5-6 лет. В действительности же бакалавры — обладатели все того же полного высшего образования, но без его узкой специализации.

Те из них, кто хотят освоить конкретную область знаний тщательней, могут продолжить свое обучение в магистратуре, где им будет предоставлена возможность за два года изучить предмет своего интереса глубже и приобщиться к начальной научной деятельности.

Высшее образование можно получить несколькими способами:

1. Дневная форма обучения предполагает посещение студентом лекций и практических занятий в утренние и дневные часы.

2. Вечерняя — в вечернее время, как правило, после рабочего дня.

3. Заочная — от сессии до сессии студент самостоятельно изучает предоставленные учебным заведением материалы, а зимой и летом в течение нескольких недель сначала прослушивает установочные лекции, а затем сдает экзаменационные испытания.

4. При дистанционной форме обучения исключается личное общение студента с преподавателями, а сдача аттестационных мероприятий происходит опосредованно — через электронные средства связи (Skype, электронная почта и т. д.)

5. Экстернат предполагает полностью самостоятельное изучение студентом всех учебных дисциплин, после чего он может досрочно сдать экзамены и получить заветный диплом в кратчайшие сроки.

Тем, кто уже получил одно или несколько высших образований и не желает останавливаться на достигнутом, предоставляется возможность продолжить свое обучение в аспирантуре с последующей защитой кандидатской, а через некоторое время и докторской диссертации, после чего ему может быть присвоена ученая степень соответственно кандидата или доктора наук.