Ученые впервые смогли обратить старение вспять

Все дело - в митохондриях в клетках, уверены ученые. Интересно, что тот же механизм интуитивно используюсь спортсмены - именно в этом секрет их здорового вида.

Удивительный эксперимент поставили американские ученые, результаты которого опубликованы в научном журнале Cell Death&Desease. Им реально удалось обратить старение вспять. Ученые буквально омолодили мышей с помощью генного вмешательства.

Чтобы лучше понять суть эксперимента, расскажу немного простой теории из школьной биологии. В клетках есть так называемые митохондрии, которые выглядят, как маленькие гранулы, раскиданные по клетке. Они – энергетические станции наших клеток. Наподобие электростанций. Как, например, гидроэлектростанции – забирают «энергию» воды, используют ее для вращения рамки и на выходе получаем электроэнергию, которую можно использовать. Примерно также делают и митохондрии.

Очень интересна история их возникновения. Не хочу вас грузить серьезной наукой, но это очень драматичная и, по своему, красивая историю. Лично я ее очень люблю.

Больше миллиарда лет назад клетки не умели перерабатывать кислород. Одноклеточные не могли его использовать для энергетического обмена внутри клетки. И это мешало им развиваться, расти дальше и становиться многоклеточными организмами. И они съедали бактерии, которые умели использовать кислород. Потом, за миллионы лет эволюции, такие «съеденные бактерии» и превратились в митохондрии.

От науки – к нашей жизни. Митохондрии определяют «молодость» и «бодрость» ваших мышечных клеток. Чем их больше, тем эффективнее работает ваша клетка, тем больше поднимают ваши мышцы, тем моложе вы выглядите. И, как показывают наблюдения ученых – тем здоровее ваш организм! Их число не фиксированное. Когда вы тренируетесь, в ваших клетках становится больше митохондрий. В мышечных клетках спортсменов митохондрий намного больше.

Со временем, уменьшение числа митохондрий и их старение в клетках приводит к классическим признакам старости: морщины, выпадение волос, проблемы с сердечно-сосудистой системой, говорит автор исследования, профессор генетики Университета Алабамы Кешав Сингх. Это ведет и к сбоям в метаболизме, а вместе с ним к ожирению и диабету.

Работа митохондрий начинает ломаться и из-за мутаций в определенных генах. Эти мутации с возрастом накапливаются.

Ученые поставили интересный эксперимент на мышах. Сперва мышам «отключили» митохондриальную ДНК. Буквально за месяц мыши сильно постарели: шерсть стала седой, начала выпадать. Появились морщины. Мыши стали вялыми. То есть внешние признаки старения – налицо!

После этого ученые вновь «включили» ген митохондриальной ДНК. Омоложение наступило также быстро. Через месяц морщины разгладились, а шерсть стала гладкой, как у молодых особей! Мыши вновь стали бодрыми и энергичными. Гипотеза ученых оказалась логичной. Митохондрии определяют энергетику конкретных клеток, а в целом это отражается на бодрости и юном внешнем виде.

То есть получается, что в клетках именно митохондрии определяют наш здоровый внешний вид. Именно состояние митохондрий в итоге определяет, как разгладятся у нас морщины, выпадут ли волосы и как быстро сгорит наш жир.

Следующий этап – поставить аналогичные эксперименты и на людях. Судя по всему, это и есть тот самый механизм, который может продлить молодость.

А пока ученые работают, мы уже знаем прекрасный механизм, который увеличивает число митохондрий в клетках. Это спорт! Идеально для омоложения – сочетать силовые и кардио нагрузки.

Читайте больше интересных новостей о красоте и здоровье на нашем канале в Яндекс.Дзене.