Отчет об итогах самообследования по новым образовательным программам

Отчет об итогах самообследования по новым образовательным программам государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Иркутский государственный институт усовершенствования врачей Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» за период с  11.01.2010 по 21.12.2011 года.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и на основании решения Ученого совета  ГОУ ДПО «Иркутский государственный институт  усовершенствования врачей  Федерального агентства по здравоохранению и  социальному развитию» (протокол № 5  от  18.11.2010 г.),  приказа ректора № 31 от 03.06.2010 года комиссией в составе:

 Крамарский В. А.
 –  проректор по учебной работе  (председатель комиссии)
 
 Яковлева Т.В.
 -  секретарь
 
Пивень  Д.В.
 -  проректор по НИР
 
Парилов А.А.
 -  проректор по общим вопросам
 
Анисимова В.Ф.
 -  проректор по экономическим вопросам
 
Зоркальцева Е.Ю.
 -  декан по послевузовскому образованию
 
Горбачева С.М.
 -  декан хирургического факультета
 
Верлан Н.В.

Толстикова И.А.
 -  декан терапевтического факультета

-  главный бухгалтер
 
Цирлин В.Л.
 -  юрист
 
Белолипова Л.Л.
 -  начальник учебного отдела
 
Преина Е.И.
 -  начальник отдела кадров

 
 

провела самообследование деятельности института в период с 11.01.2010 г. по 21.12.2010 г. по представленным образовательным программам.

Самообследование института по новым образовательным программам было проведено соответственно государственным требованиям к повышению квалификации кадров и «Требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», утвержденных приказом Минобразования России от 18.06.1997 № 1221.

Итоги самообследования обсуждены     18.11.2010 г. на заседании Ученого совета Иркутского ГИУВа, и принято решение о готовности института к проведению комплексной оценки  его  образовательной деятельности по новым образовательным программам повышения квалификации комиссией Федеральной службы по надзору в сфере  образования и науки (протокол №  6 от   _18.11.2010 г._)

В результате проведенного  самообследования установлено следующее.

 

 

I.  Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Иркутский государственный институт усовершенствования врачей Федерального агентства  по здравоохранению и социальному  развитию» является госу­дарственным образовательным учреждением, осуществляющим профессиональную пе­реподготовку и повышение квалификации медицинских кадров в целях повышения их профессиональных знаний и совершенствования деловых качеств. Институт организован в 1979 году в соответст­вии с постановлением Совета Министров СССР от 22.09.77 № 870  и приказом Ми­нистерства здравоохранения СССР от 21.03.79 № 305.

Учредителем института является Правительство Российской Федерации,  функции учредителя выполняет Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Институт в своей деятельности руководствуется «Конституцией Российской Фе­дерации», законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ, «Гражданским кодексом Российской Федерации», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, прика­зами Министерства здравоохранения и социального развития России и Министерства образования России, а также Уставом института, принятым конференцией преподавателей, сотрудников и работников института 15 сентября 2003 года и утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации    18 февраля 2004 года   № 106.

Институт своевременно получил новую лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки России от 25 марта 2010 года № 003084, регистрационный № 3073, на право  ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования по программам, указанным в приложениях к настоящей лицензии.

Согласно приложению  к данной лицензии, институт может осуществлять обучение в аспирантуре по 19 научным специальностям -  «Медицинские науки» и по 2  -  «Фармацевтические науки», осуществляется  обучение по 15 (79%) специальностям; в интернатуре - по 25 специальностям, осуществляется по 22(88%); в клинической ординатуре - по 56 специальностям,  осуществляется по 38 (67,9%) специальностям  лечебного дела, педиатрии, медико-профилактического дела, фарма­ции и стоматологии; проводить профессиональную переподготовку кадров по 26 направлениям для медицинских работников с высшим медицинским образованием и повышение квалификации по 15 направлениям для медицинских работников со средним медицинским образованием.

Повышение квалификации медицинских работников проводится по 71 направлению.  Лицензионные нормативы предусматривают предельный контингент обучающихся в средне­годовом исчислении - не более 915 человек, качественный состав преподавательских кадров - остепенённость не менее 65%, обеспеченность слушателей обязательной учебно-методической литера­турой - не менее 1,0 экз./чел., отношение доли средств, направленных на нужды образо­вания в календарном году ко всем доходам института - не менее 0,75.


II. Структура повышения квалификации  по представленным программам специалистов с высшим медицинским образованием

Реализуемые институтом дополнительные образовательные программы повышения квалификации специалистов с высшим медицинским образованием соответствуют профессиональной части базо­вых специальностей дополнительного профессионального образования:  «Диабетология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Инфекционные болезни» и «Эпидемиология ».

По всем аттестуемым образовательным программам повышения квалификации специалистов с высшим медицинским образованием  институтом разработаны и утверждены учебные и учебно-тематические планы, учебные программы дисциплин. Созданы учебно-методические комплексы по разработанному стандарту, определяемому  оценочными  критериями  Минздравсоцразвития  России  от 2009 г.

Актуальность образовательных программ, их востребованность на рынке образо­вательных услуг не вызывает сомнений. Итоги приема слушателей 2010 года свидетель­ствуют о  востребованности таких направлений как «Диабетология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Инфекционные болезни», «Эпидемиология».

К аттестационной экспертизе институтом представлены 4 образовательные программы повышения квалификации специалистов с минимальным уровнем образования прини­маемых на обучение - не ниже высшего профессионального по направлениям:   «Диабетология» (объем - 144 часа, срок обучения - 1 месяц с полным отрывом от работы); «Лечебная физкультура и спортивная медицина» (объем - 288 часов, срок обучения - 2 месяца с полным отрывом от работы); «Инфекционные болезни» (объем 288 часов, срок обуче­ния - 2 месяца с полным отрывом от работы); «Эпидемиология» (объем 288 часов, срок обучения  - 2 месяца с полным отрывом от работы).

Повышение квалификации специалистов здраво­охранения с высшим медицинским образованием осуществляется в институте по 6 направлениям со сроками обучения, дифференцированными в зависимости от требований, предъявляемых к должностным категориям слушателей, количества изучаемых дисциплин и рассматриваемых тем. Повышение квалификации  этих специалистов здравоохранения проводится по образовательным программам, продолжительностью от 72 час. до 500 часов обучения по профилю программ: «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», «Фармация», «Сестринское дело» и «Педиатрия».

 

III. Сведения об образовательном учреждении

Организационная структура института определяется целями его функционирова­ния. Органом управления института является Ученый совет,  председателем которого является ректор института. В состав Ученого совета входят представители всех категорий работников института, представители Министерства здравоохранения Иркутской области и руководители городского и ведомственного здравоохранения. Перспективный план работы Ученого совета включает основные вопросы учебно-методической, научной и административно-хозяйственной  деятельности института.

В структуру института входят: ректорат, 35 кафедр института, объединенные  в терапевтический и хирургический факультеты, планово-финансовый отдел и бухгалтерия,  хозяйственный отдел,   гараж, от­дел  кадров, канцелярия,   отдел технологий обучения, отдел автоматизированных информационных систем,  отдел послевузовского образования, учебный отдел, научный отдел, редакционно-издательский от­дел, научная медицинская библиотека, консультативно-диагностический центр, столовая-буфет.  В состав института входит также Центральная научно-исследовательская лаборатория, состоящая из нейропсихофизиологического и биохимического отделов.

В составе терапевтического факультета – 20 кафедр, хирургического факультета - 15 кафедр. На клинических базах города Иркутска размещены 31 кафедра. Кафедры ортопедической  стоматологии,  те­рапевтической стоматологии, гигиены и профпатологии, инфекционных болезней работают в г. Ангарске на базах ведущих муниципальных и ведомственных лечебно-профилактических учреждений  и   ГУ   «Восточно-Сибирский  научный центр экологии человека СО РАМН».

В соответствии с организационной структурой в институте преду­сматриваются 153,25 ставок должности профессорско-преподавательского, 29 ставок административно-управленческого, 54 ставки учебно-вспомогательного и 101,25 ставок обслуживающего персонала, установлен­ные в действующих схемах должностных окладов. Общая численность штатных со­трудников института на 21.12.2010 г. составляет 406   чел., в том числе 197 человек   профессор­ско-преподавательского состава, из них 120     штатных сотрудников и 73   штатных совместителей. Доля лиц с учеными степенями и званиями составляет 86,3% (170 чел.), что выше лицензионного показателя.

1. Кадры

Общая численность штатных сотрудников института на 21.12.2010 г.  составила 406 чел. Административно-управленческий персонал (АУП) института на  18.11.2010 г. по штат­ному расписанию составлял 29 ед., профессорско-преподавательский состав (ППС) -153,25 ед., учебно-вспомогательный (УВП) – 54 ед., обслуживающий персонал (ОП) -101,25 ед. Фактически в институте занято АУП - 26 ед., ППС-197 ед., УВП – 63 ед., ОП - 109 ед. Учебный процесс в институте обеспечивают 197   преподавателей, из которых 197 на контрактной основе. Из общего числа штатных преподавателей 117    кандидатов наук, 63 доктора наук, т.е. доля лиц с учены­ми степенями и званиями составляет 91,3%,  что значительно выше лицензионного норма­тива. Средний возраст штатных докторов наук  составляет  54,7 года,  доцентов – 53,8 года, ассистентов – 42,5 года.

2. Научно-исследовательская, консультационная, научно-методическая и лечебная работа

Научно-исследовательская деятельность института базируется  на положениях программы "Наука" (развитие научных исследований в Иркутском государственном институте усовершенствования врачей в 2006-2010 гг.). Целью программы является подготовка кадров и разработка новых медицинских технологий профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека. Финансирование научно-исследовательских работ проводится из бюджетных и внебюджетных средств. Последние включают в себя собственные средства института (фонд «Наука») и хоздоговорные средства (договоры с администрацией Иркутской области на выполнение НИР, с Фондом «Здоровая Россия»,  г. Москва, с фармакологическими компаниями о развитии частно - государственного партнерства, Департаментом по инновационной деятельности Администрации Иркутской области  по разработке математической модели  прогноза эпидемиологической ситуации по туберкулезу). В отчетный период научно-исследовательская работа в институте проводилась по 7  основным направлениям, трем межкафедральным темам и 22 кафедральным научным темам.

Научно-методическая работа в институте ведется всеми штатными преподавате­лями, обеспечивающими учебный процесс.  В институте   за 2010 год  изданы 31   монография,     руководств  для врачей, 248   методических рекомендаций и пособий для врачей,  из которых 13  учебных пособий утверждены УМО  по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, получены 10  патентов на изобретения, опубликовано  461   статья, из них - 2259 в журналах ВАК,   и  395   тезисов, издано 5 научных сборников.

На кафедрах представивших новые образовательные программы, издано 3 монографии, 40 методических рекомендаций и пособий для врчей Опубликовано  в центральных изданиях 34 статьи, 12 из них – в журналах ВАК. Получено одно свидетельство о государственной регистрации базы данных.

В 2010 году сотрудниками института защищено 2  докторских и 8кандидатских диссертаций. В настоящее время выполняются 123 диссертации, из них 31  докторская  и 92 кандидатских.

В практическое здравоохранение  внедрено 88 новых и усовершенствованных методик диагностики и лечения заболеваний, а в учебный процесс – 127 современных методических технологий,   разработанных сотрудниками института

С 1996 года в институте работает диссертационный совет  ДМ208.031.01 по специальностям «внутренние болезни» и «нервные болезни», ставший с 2001 года докторским. За отчетный период в  диссертационном совете защищены 40 диссертаций (4 докторских и 36 кандидатских). По специальности «внутренние болезни» защищены 1  докторская  и    14 кандидатских диссертаций, по специальности «нервные болезни» - 3   докторских и 22   кандидатских диссертации.    В мае 2008 г.  диссертационный совет ДМ 208.031.01  при  Иркутском ГИУВе по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата медицинских наук по специальностям  «внутренние болезни» и «нервные болезни»  прошел перерегистрацию в Федеральной  службе по надзору в сфере образования и науки и продолжает  работать.

В соответствии  с приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 14.07.2009 г. №790  на базе Иркутского ГИУВа открыта докторантура  по двум специальностям научных работников: «нервные болезни» и «внутренние болезни».

За отчетный период получены лицензии на подготовку в аспирантуре по специальностям: детская хирургия, общественное здоровье и здравоохранение, эндокринология,  технология лекарств, организация фармацевтического дела.

Ежегодно институт принимает участие в традиционных выставках «Сибздравоохранение» и «Инновации: экономика, социальная сфера, наука, образование». По итогам конкурсов институт награждён  четырьмя    медалями Гран-при и тремя дипломами    за  высокий уровень представленных инновационных проектов    и активное  участие в развитии медицинской науки региона, внедрение в практику новых медицинских технологий,   развитие и совершенствование форм и методов последипломного образования медицинских кадров.

Институт изыскивает возможности грантовой поддержки для развития научных направлений. Получены индивидуальные гранты: в 2010 году получен Трэвел - грант на участие в Конгрессе «Artery -10» с докладом в г. Верона (Италия). Получен грант и вторая премия Реккевега Европейского общества гомотоксикологов с докладом в г. Баден-Баден (Германия), грант на участие в Конгрессе «Pres 2010-Gynecology|Urology» с докладом Майорка (Испания), гранд на участие в World Congress Gynecologycal Endocrinology с докладом.

В ходе реализации учебного процесса по образовательным программам повышения квалификации кадров используется разработанное в институте программное обеспечение для прове­дения тестирования слушателей по различным дисциплинам на всех этапах обучения. В институте разработано методическое сопровождение курса компьютерной подготовки по созданию и управлению базами данных, медико-биологической статистики, управлению учебным процессом на уровне кафедры, факультета, института в целом, по проблемам управления и экономики здравоохранения, а также для лицензирования лечебно-профилактических учреждений. Активно ведется подготовка к внедрению элементов дистанционного образования и телемедицинских технологий.  На 19 кафедрах созданы модули дистанционного обучения, а на кафедре «семейной медицины» - курс для врачей общей практики.

Клиническими базами кафедр, реализующих представленные новые программы повышения квалификации, являются крупные МУЗ клинические больницы   г. Иркутска № 1 и № 8;  ГУ «Научный центр  проблем здоровья семьи и репродукции человека Сибирского отделения Российской академии медицинских наук», инфекционное отделение МСЧ - 28, ФМБА,  г. Ангарск.

Профессорско-преподавательским составом, обеспечивающим реализацию обра­зовательных программ по данным направлениям, за последний  год проконсульти­ровано 2520 больных и оказано 1187 лечебно-диагностических услуг, внедрены в практику лечебно-профилактических учреждений 4 новых метода диагностики, ле­чения и профилактики заболеваний. Заведующий кафедрой медицинской реабилитации профессор Молоков Д.Д является    главным     специалистом по    реабилитации   Министерства здравоохранения Иркутской области,  зав. кафедрой эндокринологии  профессор Бардымова Т.П.     главный         специалист эндокринолог   Департамента здравоохранения и социальной  помощи населению г. Иркутска,  зав. кафедрой  эпидемиологии профессор Савилов Е.Д - Заслуженный деятель науки РФ, заместитель Председателя областного общества эпидемиологов, член областного штаба по борьбе с инфекционными заболеваниями Иркутской области, зав.кафедрой инфекционных   болезней  доцент Ленок Г. В.  - член формулярной комиссии при Министерстве здравоохранения Иркутской области.

3.  Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса

Профессиональная переподготовка слушателей ведется в институте в соответст­вии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального обра­зования в части общих требований к образовательным программам, утвержденным по­становлением Правительства Российской Федерации от 12 .08.1994 г.  № 940 и государствен­ным образовательным стандартом специальности высшего профессионального образо­вания «040100 - Лечебное дело» ,  «040400 - Стоматология», «040300 - Медико-профилактическое дело»,               «040600 - Сестринское дело», «040200 - Педиатрия».

Источниками учебной информации по основным дисциплинам каждого направ­ления повышения квалификации кадров здравоохранения с высшим мепдицинским образованием служит литература, имеющаяся в библиотеке, читальных залах и  на кафедрах.

В соответствии с Федеральной программой  по обеспечению медицинских вузов учебной литературой в научной медицинской  библиотеке института  имеются  учебники, руководства, сборники тестовых заданий (более 30 названий  от 10 до 100 экземпляров каждого),   унифицированные программы последипломного обучения врачей, типовые учебные планы подготовки в клинической ординатуре и интернатуре, тестовые задания для контроля уровня знаний по различным специальностям, а также методические пособия, подготовленные ВУНМЦ МЗ РФ.

Общий фонд библиотеки на 21.12.10г. составляет   54637 экз., из них книжный - 31437 экз., периодических изданий – 20994 экз., авторефератов - 2079, диссертаций - 127.

Библиотека получает сводный РЖ "Медицина" и располагает базой данных "Кокрановская библиотека".

По каждой дисциплине профессиональной образовательной программы в библио­теке и читальных залах, на кафедрах   института имеет­ся достаточное количество обязательной учебной литературы, учебно-методических ма­териалов, а также нормативной и законодательной литературы, отвечающей современ­ным требованиям. Слушатели обеспечиваются методическими материалами и пособия­ми, разработанными, в основном, сотрудниками института.

По итогам научных исследований в институте, в отчетный период  на кафедрах представивших новые программы для аккредитации,  изданы 3 монографии,  40  методических рекомендаций и пособий для врачей,   опубликовано 35 статей в центральных изданиях. Из них в журналах ВАКа 12  статей.

При реализации образовательных программ профессиональной переподготовки кадров в институте наряду с традиционными лекциями, практическими и семинарскими занятиями    предусматриваются разборы конкретных врачебных ситуаций, проведение деловых, организационно-деятельностных и иннова­ционных игр с широким использованием новых информационных технологий обучения и современного программного обеспечения.

4.  Учебно-материальная база

Учебно-материальная база института представляет собой учебно-лабораторный корпус общей площадью 9128,9 кв.м. с 18 учебными аудиториями на 720 посадочных мест, закрепленный за институтом в соответствии с договором между Министерством здравоохранения России и институтом от 09.08.95, действие которого пролонгировано. Все клинические кафедры расположены на базах ведущих лечебно-профилактических учреждений городов Иркутска, Ангарска, с которыми институтом заключены двухсторонние договора в соответствии с действующим типовым Положением «О клиническим лечебно-профилактическом учреждении». В соответствии с договором для ведения образовательного процесса клиническими базами предоставлены учебно-лабораторные помещения. Общий объем используемых учебных помещений на клинических базах составляет 5832,5 кв.м. Учебных площадей в оперативном управлении – 1962,1 кв.м   При среднегодовом контингенте слушателей 615 чел. на одного слушателя приходится 12,1 кв.м  учебной  площади.

Ад­министративные и учебные подразделения института оснащены средствами современ­ной вычислительной техники: персональными компьютерами  274   ед., из них  с лазерными и струйными принтерами - 133, ксероксами  - 14 ед., аудио- и видеотехникой  - 133 ед.,  мобильными мультимедийными системами, оборудованием для работы в системе Internet. В институте имеется 4 локальные сети, действующие через 3  высокопроизводительных сервера. Большинство компьютеров, используемых в учебном процессе, класса Pentium II – IV. В учебном процессе широко используются современные презентационные средства мультимедиа.

Разработана автоматизированная система управления институтом (далее АСУ). АСУ предназначена для повышения качества управления учебным процессом за счет использования объективных данных, регистрируемых последовательно на каждом его этапе, а также для формирования в автоматическом режиме требуемой аналитической и итоговой отчетной информации.

Институт имеет собственную полиграфическую базу, достаточную для обеспече­ния учебного процесса учебно-методической литературой и включающую копироваль­ную, брошюровочную технику и издательское оборудование.

IV. Содержание профессиональных образовательных программ

Образовательная программа по направлению «Диабетология» соответствует основной тематике института, отно­сится к лечебному профилю и в полной мере соответствует государственному образовательному стандарту на подготовку специалистов с высшим медицинским образованием, имеющим базовую специальность «Эндокринология». Программа  в полной мере отвечает требованиям к профессиональным составляющим подготовки специалистов по диабетологии  в соответствии   с квалификационной характеристикой.

Учебный план включает в себя 4 раздела общей продолжительностью  144   часа. В нем предусмотрено 58 (40,3%) часов на  теоретическое обучение и 86  (59,7%) часов - на практические занятия. Учебный план тематического усовершенствования состоит из 12 курсов.  В  обучение включена клиническая подготовка по специальности, подготовка по смежным дисциплинам,  входящим в Федеральный компонент программы,  и  фундаментальным дисциплинам, организация  здравоохранения и общественное здоровье. Клиническая подготовка по специальности составляет 108 (75%)   часов, из них   22  (20,4%) часа -  лекционных  и 86(79,6%)  часов – практических занятий; смежные - 7 (4,9%) часов, фундаментальные  дисциплины  - 17 (14,9%) часов,   организация здравоохранения и общественное здоровье  -  12 (8,3%)     часов,  итоговая аттестация слушателей – 6 часов.

Преподавание учебных дисциплин обеспе­чивают 7 докторов медицинских наук и профессоров,  3 ассистента, кандидатов медицинских наук  и 2 доцента. Доля профессорско-преподавательского состава,  имеющего  ученые степени и звания,  составляет 100%.

Содержание учебных дисциплин, включая смежные, изложено в программе. Учебная документация оформлена в  соответствии с методическими  требованиями и отражает современный уровень развития диабетологии. Обновление содержания учебной документации производится своевременно по мере появления новых достижений теоретического и практического плана в диабетологии.

Актуальность и востребованность программы подготовки диабетологов определяются распространенностью сахарного диабета, недостаточным количеством врачей данной специальности в большинстве ЛПУ Иркутской области и других регионах  Сибири и Дальнего Востока. Условия рынка диктуют необходимость подготовки диабетологов для обеспечения профилактики,  своевременной диагностики и эффективной терапии сахарного диабета.

Программа повышения квалификации врачей  «Лечебная физкультура и спортивная медицина» в полной мере отвечает требованиям к профессиональным составляющим подготовки специалистов с высшим образованием по данной специальности, соответствуя государственному образовательному стандарту на подготовку специалистов по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина».

Учебный план на 288 часов включает в себя 11 курсов по специальности, смежные дисциплины (Федеральный компонент), фундаментальные дисциплины,  организацию здравоохранения и элективы (Национально-региональный компонент). При этом предусмотрено теоретическое обучение - 122 (42,4%) часа  и практические занятия  - 166 (57,6%) часов.

Смежные дисциплины представляют собой составную часть Федерального компонента учебного плана – 14,5 (5,0%)   часов, фундаментальные дисциплины – 20 (6,9%) часов,  организация здравоохранения – 8,5(3,0%) часа. Обучение  заканчивается итоговой аттестацией слушателей, состоящей из защиты слушателями приобретенных практических навыков, компьютер­ного тестирования по программе Минздрава России и устного собеседования.

Преподавание учебных дисциплин обеспе­чивают 6 докторов медицинских наук и профессоров, 3  кандидата медицинских наук и доцентов,  доля профессорско-преподавательского состава,  имеющего ученые степени и звания,  составляет  100%, что выше лицензионного норматива.

Учебная документация соответствует требованиям и современным взглядам на развитие лечебной физкультуры и спортивной медицины в России и предусматривает обновление по мере выхода в свет новых отечественных и зарубежных публикаций. В обучении мануальным приемам широко используются имитационные технологии.

Актуальность и востребованность программы определяются Национальной политикой государства и недостаточным  количеством  врачей ЛФК и спортивных врачей, работающих по данной специальности, отсутствием единого методологического подхода в подготовке квалифицированных кадров вследствие относительной новизны дисциплины. Несмотря на имеющийся спрос специалистов этого профиля, число учебных заведений и специалистов для преподавания данной дисциплины ограничено.

Программа повышения квалификации слушателей  «Инфекционные болезни» в полной мере отвечает требованиям к профессиональным составляющим подготовки специалистов с высшим образованием по данной специальности, соответствуя государственному образовательному стандарту на подготовку специалистов по специальности «Инфекционные болезни».

Учебный план на 288 часов включает в себя 10 курсов по специальности, смежные дисциплины (Федеральный компонент), фундаментальные дисциплины,  организацию здравоохранения и элективы (Национально-региональный компонент). При этом предусмотрено теоретическое обучение - 94 (32,6%) часа  и практические занятия - 194 (67,4%) часа.

Смежные дисциплины представляют собой составную часть Федерального компонента учебного плана  (туберкулез, онкология,  ВИЧ-инфекция, медицина катастроф) – 14 (4,9%)  часов, фундаментальные дисциплины (Клинические: патофизиология, патанатомия, биохимия) – 20 (6,9%) часов,  организация  здравоохранения –9 (3,1%) часов, элективы – 29 (10,1%) часов. Обучение заканчивается итоговой аттестацией слушателей, состоящей из защиты слушателями приобретенных практических навыков, компьютер­ного тестирования по программе Минздрава России и устного собеседования.

Преподавание учебных дисциплин обеспе­чивают 4 доктора медицинских наук и профессоров,  4  кандидата медицинских наук и доцентов. Доля профессорско-преподавательского состава, имеющего ученые степени и звания,  составляет 100%, что выше лицензионного норматива.

Учебная документация соответствует требованиям и современным взглядам на развитие этого медицинского направления в России и предусматривает постоянное совершенствование по мере выхода в свет новых отечественных и зарубежных публикаций по данной проблеме.

Актуальность и востребованность программы определяются Национальной политикой здравоохранения, техническим совершенством диагностической аппаратуры и ростом ее возможностей, недостаточным количеством врачей,  работающих в данной специальности, отсутствием единого методологического подхода в подготовке квалифицированных кадров.

Программа повышения квалификации по специальности «Эпидемиология» соответствует государственному образовательному стандарту подготовки специалистов  с высшим медицинским образованием, имеющим базовую специальность «Эпидемиология». Программа в полной мере отвечает требованиям к профессиональным составляющим подготовки эпидемиологов и  соответствует  квалификационным требованиям.

Учебный план включает в себя 16 курсов общей продолжительностью 288   часов. В нем предусмотрено 76 (26,4%) часов на теоретическое обучение и 183 часа (63,5%)  - на практические занятия.

В  программу обучения включено преподавание основных, смежных и фундаментальных дисциплин,  организации  здравоохранения и элективов. Основные дисциплины охватывают 216 (75%) учебных часов, смежные дисциплины – 14 (4,9%)  часов, фундаментальные дисциплины - 20 (6,9%) часов, организация  здравоохранения -  9 (3,1%) часов  и элективы - 29 (10,1%) часов.

Учебная документация соответствует требованиям, отражающим современный уровень развития медицины, и предусматривает ее обновление по мере появления новых достижений теоретического и практического плана в эндоскопии.

Изучаемые дис­циплины обеспечены в достаточном количестве литературными источниками, методи­ческими и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, вычислитель­ной техникой и программным обеспечением.

Преподавание учебных дисциплин обеспе­чивают 6 докторов медицинских наук и профессоров,  4  кандидата медицинских наук и доцента, 1 кандидат биологических наук и 1 кандидат геолого-минералогических наук. Доля профессорско-преподавательского состава,  имеющего ученые степени и звания,  составляет 100%.  Условия реализации образова­тельного процесса по данной программе позволяют обеспечить подготовку врача-специалиста по заявленному уровню.

Актуальность и востребованность программы повышения квалификации по эпидемиологии определяется высокой социальной значимостью данной дисциплины в современных социальных условиях  России.


V. Качество обучения слушателей

Контроль знаний слушателей осуществляется в институте путем компьютерного тестирования, устного опроса, принятия зачета или экзамена по преподаваемым дисциплинам. Итоговым контролем знаний слушателей по направлениям повышения квалификации является сдача итогового экзамена. Работа государственных аттестационных комиссий организуется в соответствии с «Положением о порядке и условиях повышения квалификации», утвержденным постановлением Госкомвуза России от 27 12.1995 г.  № 12.  Для проведения итоговой аттестации слушателей созданы соответст­вующие  аттестационные комиссии, состав которых утвержден рек­тором института. Аттестационную комиссию возглавляет председа­тель, который организует и контролирует ее деятельность, обеспечивает единство тре­бований по оценке знаний слушателей. В состав аттестацион­ной комиссии входят преподаватели института. Качество обучения слушателей обеспе­чивается входным и текущим контролем уровня их знаний, индивидуального подхода к каждому обучающемуся, высоким профессионализмом профессорско-преподавательс­кого состава.

В 2010 учебном году по результатам текущего контроля знаний слушателей процент удовле­творительных, хороших и отличных оценок распределился по направлениям следую­щим образом: «Диабетология»- проучено 14 человек. Отличных оценок 71,4%(10), хо­роших  - 28,6%(4) , удовлетворительных нет, средний балл – 4,7; «Лечебная физкультура и спортивная медицина» - на бюджетной основе проучено 18 человек. Отличных  оценок – 83%(15), хороших-  17%(3), удовлетворительных  - нет, средний балл - 4,8; «Инфекционные болезни» - отличных оценок-61,8%(55), хороших – 38,2%(34),  средний балл - 4,1; «Эпидемиология» - на бюджетной основе проучено 93 человека. По результатам итогового тестирования и собеседования отличных оценок 51,6%(48),  хороших – 37,6%(35); удовлетворительных   10,7%(10), средний балл – 4,52.

 

VI. Условия реализации профессиональных

образовательных программ

1. Кадры

Общая численность штатных сотрудников института на 21.12.2010 – 405  чел. По штатному расписанию профессорско-преподавательский состав составил (ППС) -153,25 ед. Учебный процесс в институте обеспечивают 197  преподавателей, из которых 197 на контрактной основе. Из общего числа штатных преподавателей  117 (59,4%)    кандидатов наук и доцентов,  63 (31,98%)   докторов наук и  профессоров, т.е. доля лиц с учены­ми степенями и званиями составляет 91,4% , что значительно выше лицензионного норма­тива  (65%). Средний возраст штатных докторов наук и  профессоров составляет 54,7 года, кандидатов наук и доцентов   - 53,8 года, ассистентов  - 43,2  года.

Все кафедры института возглавляют заведующие, имеющие ученую степень и ученое звание. В штате института работают один - член-корр. РАМН, 15  Заслуженных врачей РФ, четыре   Заслуженных деятеля науки РФ,   четыре  Заслуженных работника высшей школы РФ.

По представленным новым образовательным программам остепененность преподавателей составляет 100%. Из них  кандидатов наук-68,2% и докторов наук – 31,8%.

За последние 3 года     111  преподавателей   института прошли повышение квалификации по педагогике и дидактике на базе Иркутского  государственного педагогического  университета, 6 человек получили второе   педагогическое образование в этом же ВУЗе.

2.Учебно-материальная база

Учебно-материальная база института представляет собой учебно-лабораторный корпус общей площадью 9128,9 кв.м. с 18 учебными аудиториями на 720 посадочных мест, закрепленных за институтом в соответствии с договором между МЗ  России и институтом от 09.08.1995 г., действие которого пролонгировано. Все клинические кафедры расположены на базах ведущих  лечебно-профилактических учреждений городов Иркутска и Ангарска, с которыми институтом заключены двухсторонние договора в соответствии с действующим типовым положением «О клиническом лечебно-профилактическом учреждении». В соответствии с договором для ведения образовательного процесса клиническими базами предоставлены учебно-лабораторные помещения. Общий объем используемых учебных помещений на клинических базах составляет 5832, кв.м. Учебных помещений в оперативном управлении – 1962,1 кв.м. При среднегодовом контингенте слушателей 915 чел. На одного слушателя приходится 12,1 кв.м. учебных площадей.

В оперативном управлении находятся 2 общежития на 720 койко-мест. Общая площадь общежития № 1-5394,4 кв.м, 144 жилые комнаты. Общая площадь общежития № 2 – 4123,9 кв.м,, 144 жилые комнаты. В каждом общежитии имеется читальный зал на 20 посадочных мест. В каждой комнате, где проживают слушатели, имеется холодильник. На каждом этаже имеются по 2 помещения для приготовления пищи.

Медицинское обслуживание иногородних слушателей осуществляется в поликлинике № 6 по предоставлению медицинского полиса.

Ад­министративные и учебные подразделения института оснащены средствами современ­ной вычислительной техники: персональными компьютерами  274   ед.,     из них  с лазерными и струйными принтерами 133, ксероксами 14  ед.,  аудио- и видеотехникой -133 ед., оборудованием для работы в системе Internet. На каждой кафедре широко используются мультимедийные презентации. В институте имеется 4 локальные сети, действующие через 3  высокопроизводительных сервера. Большинство компьютеров, используемых в учебном процессе, класса Pentium II – IV. В учебном процессе широко используются современные презентационные средства мультимедиа. Разработана и внедрена рейтинговая автоматизированная система управления для получения оперативной информации и повышения эффективности  оперативного управления организационно- учебным процессом.

Институт имеет собственную полиграфическую базу, достаточную для обеспече­ния учебного процесса учебно-методической литературой и включающую копироваль­ную, брошюровочную технику и издательское оборудование.

Учебно-методическая работа в институте осуществляется под руководством проректора по учебной работе. Ежемесячно на учебно-методических комиссиях терапевтического и хирургического факультетов рассматриваются методические рекомендации, учебные пособия и учебные программы,  представленные для утверждения на методическом совете, который  проводится 1 раз в 2 месяца и работает по утвержденному  плану. За последние три года  количество изданных в институте  монографий увеличилось в 2,3 раза,  учебных пособий, утвержденных УМО, увеличилось в 10 раз   по сравнению с предшествующим отчетным периодом.   На методических советах постоянно обсуждались  вопросы внедрения в институте  современных педагогических технологий. Проведено три мастер-класса по   педагогике. Разработаны математические методы оценки интеллектуального потенциала и эффективности педагогического процесса. Все кафедры широко используют такие  современные педагогические технологии, как  методы кейсов и проектов, ситуационные  задачи и «мозговой штурм». В разделе практических навыков широко используются имитационные технологии. В 2010 году открыто два класса имитационных технологий по оказанию реанимационной помощи взрослым и детям. Разработано 35 модулей дистанционного обучения, которые используются в   работе   кафедр  семейной медицины, аллергологии и пульмонологии, организации общественного здоровья и здравоохранения,  информатики и компьютерных технологий. Оперативное управление учебным процессом осуществляется через автоматизированную систему управления (АСУ), которая предназначена для   повышения качества  управления учебных процессов и включает в себя рад основных блоков:  структура и штат института,  планирования учебного процесса, учебный процесс, отчетные формы и аналитика.  Алгоритмы  работы и состав информации, циркулирующей в АСУ, соответствует  нормативным требованиям,  утвержденным  приказами Минздравсоцразвития РФ.

Источниками учебной информации по основным дисциплинам каждого направ­ления повышения квалификации кадров здравоохранения служит литература, имеющаяся в библиотеке и читальных залах, на кафедрах института.

В соответствии с федеральной программой  по обеспечению медицинских вузов учебной литературой в научную медицинскую библиотеку института поступали учебники, руководства, сборники тестовых заданий (более 30 названий от 10 до 100 экз. каждое).

Общий фонд библиотеки на 21.12.2010 г. составляет 62362 экз., из них книжный - 35124 экз., периодических изданий - 24744 экземпляра, авторефератов – 2322, диссертаций – 179, изданий  ИГИУВа - 493 экз. Изданий на CD в фонде  - 67 экз.

В 2009-2010.г. поступило в фонд библиотеки  3969 экземпляров книг, брошюр, журналов, в том числе  841 (2019) экз. книжных новинок (2,7% от книжного фонда библиотеки). Из поступивших книжных новинок - 154 экз.(18,3%) научной литературы, 11 экз.(1,3%) справочной и 676 экз. (80,4%) учебной. Из поступившей учебной литературы - 33 учебника, 624 экз. для дополнительного профессионального образования и 19 - для ВУЗов.

Часть новых учебных и учебно-методических пособий, подготовленных сотрудниками института, находится на кафедрах института.

Фонд периодических изданий составляет 20994 экз. Ежегодно НМБ получает по подписке 160 названий газет и журналов (по 1 экз. каждого названия), 97% из них по медицине. В настоящее время   библиотека является информационно-библиографическим центром для работников здравоохранения Иркутска и Иркутской области. Библиотека располагает всеми основными электронными информационными ресурсами по медицине:

-База данных «Российская медицина» (ЦМНБ ММА им. Сеченова);

-Реферативный журнал «Медицина» (ВИНИТИ);

-Кокрановская библиотека;

- Бюллетень регистрации НИР и ОКР (с 2006г.);

- Сборник рефератов НИР и ОКР (с 2005г.);

-БД «Гарант»;

-БД «Консультант+. Медицина. Фармацевтика»;

-Электронная библиотека РФФИ.

Через сайт Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) пользователи библиотеки имеют доступ к полнотекстовым версиям части отечественных и иностранных медицинских журналов.

По каждой дисциплине профессиональной образовательной программы в библио­теке и читальных залах, на кафедрах   института имеет­ся достаточное количество обязательной учебной литературы, учебно-методических ма­териалов, а также нормативной и законодательной литературы, отвечающей современ­ным требованиям. Слушатели обеспечиваются методическими материалами и пособия­ми, разработанными, в основном, сотрудниками института. Все поступающие издания своевременно обрабатываются и отражаются в электронном каталоге библиотеки.

В настоящее время в НМБ ведутся:

-  общий электронный каталог библиотеки;

- электронный каталог новых поступлений;

- электронный каталог авторефератов и диссертаций, хранящихся в   НМБ;

- электронный каталог периодических изданий.

По итогам научных исследований в институте в отчетный период изданы 31 монография,  248 методических рекомендаций и пособий для врачей, 13   учебных пособий,  утвержденных УМО Минздрава и социального развития РФ, получены 14 патентов на изобретения, опубликовано 461 статей и  395 тезисов.

При реализации образовательных программ профессионального повышения квалификации кадров в институте наряду с традиционными лекциями, практическими и семинарскими занятиями   предусматриваются  обсуждение  конкретных клинических ситуаций, проведение деловых, организационно-деятельностных и иннова­ционных игр с широким использованием новых информационных технологий обучения и современного программного обеспечения.

 

Председатель: Крамарский В.А.

Члены:

Яковлева Т.В.

Пивень Д.В.

Парилов А.А.

Анисимова В.Ф.

Зоркальцева Е.Ю.

Горбачева С.М.

Верлан Н.В.

Толстикова И.А.

Цирлин В.Л.

Белолипова Л.Л.

Преина Е.И